top of page

Что такое тяга?


Текст: Автономов Денис, Клинический психолог

Казалось бы это простой вопрос: «Что такое тяга?» Однако тут не все так просто. Отечественные наркологи, описывая тягу к наркотикам у своих пациентов, используют термин «патологическое влечение». Концепция «патологического влечения» предполагает, что существует и «непатологическое влечение». Видимо когда сам врач-нарколог хочет выпить или достает из пачки сигарету, это и есть «непатологическое влечение».

В англоязычной литературе, описывая тягу, специалисты используют понятие «craving» (крейвинг). Исследователи с мировым имением на протяжении многих лет пытаются выяснить, что такое тяга. Но, несмотря на большое количество подходов, ни одна отдельно взятая теория не дает полного объяснения. Вероятно, что у разных людей в основе тяги лежат разные механизмы.

Все же, что такое тяга (крейвинг)? Синонимом тяги может быть желание. Но что такое желание? Общую характеристику «желания» дал ещё Блаженный Августин: «Желание есть вожделение отсутствующих вещей». Желание возникает из нехватки, отсутствия в реальности. Мы хотим то, чего нет. И как только мы получаем, мы перестаем хотеть (насыщаемся).

Синонимом тяги может быть влечение, драйв. Тяга – это влечение. По-немецки слово «trieb» (влечение) связано по смыслу с «толчком» («treiben» – с нем. толкать), при этом подчеркивается не какая-то конкретная цель, но скорее общая направленность движения, не определенный объект, но скорее невозможность противостоять толчку.

Желание связано с нехваткой и имеет цель – удовлетворение. Влечение, в свою очередь, основано на циркуляции – бесконечном движении как таковом (и в этом смысле оно ненасытно). Влечение может не приносить удовлетворения. Бывает так, что человек просто не может остановиться, даже понимая, что действует вопреки своим интересам. Это состояние еще называют «потерей контроля». Воспоминания об этом состоянии негативны и болезненны. У человека появляются мысли об изменении, о том, чтобы остановиться, взять паузу, тормознуть. В большинстве случаев изменение привычек употребления происходит еще до начала наркологического лечения, то есть человек сначала меняется, а только потом идет в терапию или в реабилитацию.

Как это лучше сделать?

Во-первых, следует понять, чего я хочу, и в чем заключается мое желание. Следует сформулировать его максимально четко. Нужно быть честным перед самим собой. Дурачить самого себя — это самое последнее дело. Для этой цели для наглядности можно воспользоваться «балансом принятия решений». Записав аргументы «за» и «против» изменения, придав им вес от 1 до 10, «взвесить» их на весах. Разные аргументы имеют разный вес. Так можно наглядно оценить значимость

Во-вторых, следует заключить с собой соглашение. Для того, чтобы укрепиться в своем решении, можно написать его на листе бумаги. Цель должна быть структурирована по времени, конкретна, реалистична, достижима и приемлема, например: «Отказаться от употребления на 1 месяц». Не следует требовать от себя невозможного, маленькая, но достижимая цель лучше, чем Большая Иллюзия.

В-третьих, нужно быть готовым к сложностям. Изменения привычек это нелегко. Почему так трудно меняться? Дело в том, что наше желание достичь чего-либо в будущем сильно зависит от нашего актуального состояния «здесь и сейчас». То есть наши чувства определяют наши решения. Не следует особенно рассчитывать на так называемую «силу воли». Это химера. Есть одно «Я» сейчас, которое под воздействием момента и чувств принимает решение, и есть другое «Я» в будущем, которое это решение должно воплотить в жизнь. Так, в качестве примера, — хорошо выспавшись утром, «Выспавшееся Я» упрекает само себя в праздности и принимает решение вставать на следующий день рано. Однако рано утром просыпается другое «Я», которое и не в курсе решений, принятых вчера «Выспавшимся Я» и не собирается их воплощать в жизнь. Это другое «Невыспавшееся Я» отключает будильник и переворачивается на другой бок. Проснувшись, «Выспавшееся Я» не может понять, почему оно опять проспало.

Другая причина трудностей меняться в том, что мы недооцениваем плюсы (выигрыш) от изменений, которые постепенно появятся в будущем, если мы изменимся, но мгновенно реагируем на триггеры, спусковые крючки, которые заставляют нас отказываться от наших решений в пользу сиюминутного влечения. То есть сегодня человек решает, что он «бросает наркотики навсегда», а завтра ему предлагает их употребить случайный знакомый. И крепость сдается без боя. Слабое желание резко усиливается из-за доступности и предыдущее решение «бросить» отменяется. Плюсы от изменений в будущем мгновенно становятся иллюзорными, а возможность получить немедленное удовольствие оказывается очень важной. Один человек, проходящий реабилитацию, как-то сказал мне с досадой в голосе: «Только стоит принять серьезное решение бросить наркотики, так тут же их начинают предлагать чуть ли не бесплатно. Интересно, где они были раньше?»

В-четвертых, нужно извлечь опыт из ошибок. Следует подумать — почему у меня не получилось в прошлый раз. Дело в том, что основную часть ошибок люди совершают по определенным схемам, всякий раз наступая на те же грабли. Чтобы этого избежать, нужно выявить типичные спусковые крючки – триггеры, то есть выяснить, какие конкретно это грабли и где они точно лежат. Обычно в качестве триггера, которые запускают у человека сильную тягу, выступают места, где он раньше покупал и употреблял наркотики, внешний вид наркотиков или предложение их приема. Триггерами могут быть социальное давление («Ты что, бросил? Да ладно!»), наличие средств на покупку наркотиков, скука, некоторые виды деятельности (например: употребление алкоголя), положительные ожидания от будущего употребления (т.н. «эйфорические воспоминания» или «награда памяти»), а также определенные мысли и убеждения (например: «от одного раза ничего не будет»).

В-пятых, нужно лучше узнать своего врага. В качестве другого упражнения можно представить свою тягу как нечто внешнее. И таким образом отделить себя, свое «Я», себя самого от «Тяги». В этом смысле: «Тяга – это любые мысли, воспоминания или чувства, поддерживающие употребление наркотиков». Можно спросить себя (лучше попробовать сделать это в письменной форме на бумаге или в своем смартфоне):

Что Тяга хочет от меня?Какие образы (картины) Она показывает мне, когда появляется?Какие прошлые воспоминания Она мне «подкидывает»?А что Тяга говорит мне в этой ситуации?Чего Она от меня добивается? В чем Её цель?А чего Я хочу?Что Тяга вынуждает меня делать?От чего в последний год Я вынужден был отказаться из-за Тяги?Что Я получил от Тяги взамен?

Можно представить свою Тягу в виде живого существа, дать Ей имя, описать характер и особенности. Можно подумать о сильных и слабых сторонах Тяги и о том, как справиться с ней. Вопросы, которые можно задать себе:

Какие сильные стороны есть у Тяги?Что Тяга мне дает? Что Она отбирает?В чем Её хитрость?Что Она мне обещает, когда приходит?Какие слабые места у Тяги?Какими своими мыслями, действиями или воспоминаниями Я могу Её усилить?Чего Она боится?В чем Её уязвимость?Каким способом ее можно ослабить?Как Её можно контролировать?

Задача в том, чтобы посмотреть на тягу с другой стороны, лучше узнать её особенности, изменить свое отношение и понять, как тяга влияет на меня, как я влияю на тягу. Через этот самоанализ происходит проведение границы между собой (своим истинным Я) и тягой. В результате возрастает ощущение личной силы и контроля.

Таким образом, вопрос «Что такое тяга?» не такой уж и простой и совсем не праздный. Каждый, кто с ней сталкивался, может подумать, проанализировать и дать ответ самостоятельно.  Понять себя и свои потребности, нужды и желания. Мы надеемся, что описанные нами упражнения и инструменты помогут тебе лучше узнать себя и найти собственные способы борьбы с тягой. Удачи!

Источник: седьмой номер наркогазеты Шляпа и Баян

200 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Увага! Інформація щодо "отримання сертифікатів"!

У зв'язку зі змінами в законодавстві (Постанова КМУ від 10 травня 2022 р. № 577 "Про затвердження переліку медичних психіатричних протипоказань щодо виконання окремих видів діяльності (робіт, професій

УВАГА! ЗМІНА В ГРАФІКУ РОБОТИ!

З 01.01.2022 року ВСП №6 м. Лубни КП "Полтавського обласного центру терапії залежностей працює з 08.00 до 15.27, субота та неділя - вихідні. Профілактичні наркологічні огляди з видачею сертифікату пр

bottom of page